Меню раздела Ясли-сад №302 г.Минска Обмен опытом © Ясли-сад №302 г.Минска

XX

Изменение размера шрифта

Все современные браузеры позволяют изменять размер шрифта на странице сайта путем изменeния масштаба

В большинстве случаев для изменения масштаба воспользуйтесь комбинацией клавиш "Ctrl и +" или "Ctrl и -"

Так же можете использовать комбинацию "Ctrl и скролл"

Дополнительная информация доступна по ссылке https://support.google.com/chrome/answer/96810?hl=ru

Управление по образованию администрации Советского района г.Минска
Государственное учреждение образования
"Ясли-сад №302 г.Минска"

статистика посещений

Яндекс.Метрика

индекс цитирования

индекс цитирования

 

наш баннер

 

админ сайта

 

© copyright

 

Обмен опытом


*** ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ ВОСПИТАТЕЛЯ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ, ОСУЩЕСТВЛЯЮЩЕГО ПЕРСОНАЛЬНОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ДЕТЕЙ С АУТИСТИЧЕСКИМИ НАРУШЕНИЯМИ В УСЛОВИЯХ УЧРЕЖДЕНИЯ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Автор: Джейгало Ю.С., заведующий ГУО «Ясли-сад №302 г.Минска»

НАГРАДЫ

Специальное образование в Республике Беларусь направлено на обучение и воспитание лиц с особенностями психофизического развития (далее - ОПФР), их подготовку к трудовой деятельности, семейной жизни, социализацию и интеграцию в общество. [1, с.15]
Современная система специального образования характеризуется вариативностью условий, в которых могут получать образование дети с ОПФР...

Это и учреждения специального образования, и организация обучения в условиях интегрированного обучения и воспитания. В 2018/2019 году из всех детей с ОПФР г.Минска 75,6% получали специальное образование в условиях интегрированного обучения и воспитания.

Организация обучения детей с ОПФР в условиях интегрированного обучения и воспитания привела к структурным изменениям в системе основного образования (открытие и функционирование во многих учреждениях дошкольного и общего среднего образования специальных групп (классов) и групп (классов) интегрированного обучения и воспитания), к изменениям деятельности педагогов учреждений специального, дошкольного и общего среднего образования, уточнению квалификационных требований и характеристик их должностей, а также к введению дополнительной штатной численности воспитателей и воспитателей дошкольного образования, позволяющей обеспечить персональное сопровождение детей с аутистическими нарушениями. Целью деятельности таких педагогов является персональное сопровождение и создание условий для успешного включения ребенка  с аутистическими нарушениями в образовательный процесс учреждения образования.

С 1 сентября 2016 года в государственном учреждении образования «Ясли-сад №302 г. Минска» в установленном законом порядке на основании Решения администрации Советского района г. Минска, приказа управления по образованию администрации Советского района г.Минска № 127 от 18.08.2016 года начала функционировать группа интегрированного обучения и воспитания. В связи с наличием воспитанников с аутистическими нарушениями, были дополнительно введены в штатное расписание государственного учреждения образования «Ясли-сад №302г. Минска» 2,0 ставки должности воспитателя дошкольного образования. За последние три года наблюдается увеличение количества воспитанников, нуждающихся в персональном сопровождении. Так в 2016/2017 учебном году с персональным сопровождением был 1 воспитанник, в 2017/2018 учебном году – 2 воспитанника, в 2018/2019 учебном году - 3 воспитанника, в 2019/2020 учебном году – 4 воспитанника. На данный момент в группе числятся 4 воспитанника с аутистическими нарушениями, двум из них рекомендовано персональное сопровождение в группе, двум – в индивидуальном порядке.

Практический опыт работы группы интегрированного обучения и воспитания за последние три года выявил ряд трудностей по всем направлениям работы с детьми с аутистическими нарушениями: сложности в организации адаптивной образовательной предметно-пространственной среды в учреждении дошкольного образования, отсутствие специфического программного обеспечения для детей дошкольного возраста с аутизмом, а так же научно-методического обеспечения сопровождения, недостаточный уровень подготовки специалистов и отсутствие у педагогов практического опыта работы с данным контингентом воспитанников, отсутствие форм учетно-отчетной документации специалистов. Это свидетельствует об актуальности проблемы подготовки и организации деятельности воспитателей дошкольного образования, осуществляющих персональное сопровождение детей с аутистическими нарушениями, стоящей перед системой образования на современном этапе. Отсутствие четкой педагогической технологии в системе сопровождения детей с аутистическими нарушениями в условиях интеграции определяет актуальность и новизну данной работы.

Цель - структурировать и систематизировать работу воспитателя дошкольного образования, осуществляющего персональное сопровождение детей с аутистическими нарушениями в условиях интегрированного обучения и воспитания на основе анализа и обобщения практического опыта работы специалистов государственного учреждения образования «Ясли-сад №302 г. Минска» за период с 2016 по 2019 годы.

Задачи - выявить модель сопровождения детей с аутистическими нарушениями в условиях интегрированного обучения в дошкольном образовании; определить основные этапы и соответствующие им направления в работе воспитателя дошкольного образования с данной категорией воспитанников; сформировать пакет документов, включающий формы учетной, отчетной и планирующей документации, отражающей работу воспитателя на том или ином этапе сопровождения.

Опираясь на научно-методологическую основу проблемы аутизма, оказания коррекционной помощи воспитанникам с аутистическими нарушениями, которую глубоко изучили такие ученые как Е.Б. Баенская, Т.В. Лисовская, О.С. Никольская, М.М. Либлинг, Т.Л. Лещинская, И.В. Ковалец и др., можно сформулировать основные принципы в работе с воспитанниками: принцип научности, принцип комплексности и системности, принцип развития, принцип негативной и позитивной диагностики, принцип ориентации на возраст ребенка.

Анализ квалификационных характеристик должности «Воспитатель дошкольного образования» при осуществлении персонального сопровождения, целей, задач и направлений работы данного специалиста позволяет представить модель персонального сопровождения воспитанников с аутистическими нарушениями в дошкольном учреждении как трехкомпонентную структуру взаимосвязанных между собой элементов:

- в первую очередь педагог помогает ребенку выстроить новые схемы поведения, уместные в различных ситуациях; формирует способность дошкольника делать осознанный выбор через участие в самостоятельной деятельности;помогает ребенку в переживании как положительных, так и отрицательных эмоций, поддерживает инициативу и созидательную активность; сопровождает социализацию дошкольника в детском коллективе, формируя и развивая коммуникативные навыки;

- в рамках второго блока педагог сопровождает воспитанника в конкретной образовательной области, путем организации среды с учетом возможностей и особых образовательных потребностей воспитанника, подбора и адаптации педагогических средств индивидуализации для реализации программы специального образования, разработки методического обеспечения программы сопровождения;

- третий блок предусматривает формирование толерантного отношения к детям с аутистическими нарушениями со стороны сверстников и взрослых, обучение правилам и способам общения с данной категорией детей; формирование у родителей адекватного отношения к своему ребёнку, установки на сотрудничество, путем организации различных соответствующих мероприятий.

Включение детей с аутистическими нарушениями в среду нормотипичных сверстников в абсолютном большинстве случаев сопровождается рядом проблем. Полностью оправданной, на наш взгляд, является организация поэтапного включения детей с аутистическими нарушениями в группу интегрированного обучения и воспитания учреждения дошкольного образования. Постепенное знакомство ребенка с повседневной жизнью дошкольного учреждения, мягкое налаживание контакта с педагогом и дозированное увеличение социальных контактов значительно уменьшают риск возникновения проблем во взаимодействии со сверстниками и взрослыми и трудностей адаптации. Так же возможность наблюдения за ребенком в течение какого-то времени до его включения в группу исключает ошибки при составлении программ индивидуальных коррекционных занятий и планов включения. Переход ребенка от одного этапа включения к другому осуществляется исходя из его готовности при определенных условиях.

Таким образом, воспитатель дошкольного образования, приступая к персональному сопровождению ребенка с аутистическими нарушениями (далее воспитанник) исходя из особых образовательных потребностей воспитанника, составляет Перспективный план работы, состоящий из четырех основных этапов:
1. этап подготовки к включению воспитанника в группу интегрированного обучения и воспитания;
2. этап частичного включения воспитанника в группу интегрированного обучения и воспитания;
3. этап полного включения воспитанника в группу интегрированного обучения и воспитания;
4. этап самостоятельного участия воспитанника (либо с минимальным участием сопровождающего) в образовательном процессе группы интегрированного обучения и воспитания.

Каждый этап характеризуется постановкой определенных задач, решением которых в определенной последовательности занимается воспитатель дошкольного образования лично либо в сотрудничестве с иными участниками педагогического процесса (Приложение 1).

Первый этап - этап подготовки включения воспитанника в группу интегрированного обучения и воспитания начинается с момента зачисления ребенка в учреждение образования, имеет своей целью знакомство воспитанника с сопровождающим его воспитателем, территорией и помещениями учреждения дошкольного образования. Он имеет по большей части диагностическую направленность с целью комплексной оценки ресурсов и дефицитов воспитанника для реализации образовательной программы специального образования и ставит перед воспитателем дошкольного образования следующие задачи:

- разработка и реализация плана подготовки к включению воспитанника в группу интегрированного обучения и воспитания (Приложение 2);

- установление эмоционального контакта,первичная социализация и формирование элементарных коммуникативных навыков воспитанника;

- начальная подготовка участников педагогического процесса к включению воспитанника в группу интегрированного обучения и воспитания (проведение разноплановой работы с родителями и нормотипичными детьми группы, путем проведения соответствующих мероприятий, заблаговременно планируемых и отражаемых в перспективных планах работы с данными категориями участников) (Приложение 3);

- комплексное психолого-педагогическое обследование воспитанника (проводится совместно с учителем-дефектологом и педагогом-психологом на основе методик, используемых в работе данными специалистами), оформление дневника динамического наблюдения (Приложение 4);

- разработка программы сопровождения (составляется совместно с учителем-дефектологом и педагогом-психологом на основе проведенной диагностики) (Приложение 5);

- разработка плана включения воспитанника в группу интегрированного обучения и воспитания (Приложение 6).

Второй этап - этап частичного включения воспитанника в группу интегрированного обучения и воспитания предполагает краткосрочное систематическое посещение воспитанником группы при наличии в ней детей и имеет конечной целью достижение воспитанником устойчивой адаптации в группе (воспитанник чувствует себя комфортно, в большинстве случаев активно участвует в режимных моментах, налажено взаимодействие с детьми и сотрудниками учреждения, работающими с данной группой). Данный этап определяет следующие задачи и направления работы воспитателя дошкольного образования:

- реализация плана частичного включения воспитанника в группу интегрированного обучения и воспитания, при необходимости коррекция плана;

- реализация программы сопровождения и программы специального образования в части сопровождения при проведении занятий по образовательным областям и индивидуальных коррекционных занятий учителем-дефектологом и педагогом-психологом;

- мониторинг индивидуальных особенностей развития воспитанника, при необходимости коррекция программы сопровождения;

- дальнейшая социализация, развитие коммуникативных умений и навыков воспитанника;

- работа с участниками педагогического процесса в соответствии с соответствующими перспективными планами работы.

Третий этап - этап полного включения воспитанника в группу интегрированного обучения и воспитания предполагает регулярное посещение воспитанником группы в режиме полного дня. Это достижение воспитанником в конечном результате полной адаптации в социальном и образовательном пространствах учреждения дошкольного образования и ставит следующие задачи:

- реализация плана полного включения воспитанника в группу интегрированного обучения и воспитания, при необходимости коррекция плана;

- реализация программы сопровождения и программы специального образования в части сопровождения при проведении занятий по образовательным областям и индивидуальных коррекционных занятий учителем-дефектологом, педагогом-психологом воспитателями дошкольного образования и другими педагогическими работниками;

- организация свободной деятельности воспитанника;

- мониторинг индивидуальных особенностей развития воспитанника, при необходимости коррекция программы сопровождения;

- социально-бытовая ориентировка воспитанника;

- преодоление проблем речевого и познавательного развития;

- работа с участниками педагогического процесса в соответствии с соответствующими перспективными планами работы.

Четвертый этап – этап самостоятельного участия воспитанника (либо с минимальным участием сопровождающего) в образовательном процессе группы интегрированного обучения и воспитания предполагает:

- полная реализация программы сопровождения;

- мониторинг индивидуальных особенностей развития воспитанника;

- формулировка предложений по определению дальнейшего образовательного маршрута воспитанника.

Каждый из этапов рекомендуется завершать заключением, составленным воспитателем, сопровождающим воспитанника (возможно совместно с учителем-дефектологом и педагогом-психологом), отражающим достижения воспитанника на определенном этапе и рекомендации  по дальнейшей реализации программы сопровождения (Приложение 7).

Количественные и временные показатели пребывания воспитанника в учреждении образования отражаются в Табеле посещения воспитанником группы интегрированного обучения и воспитания (Приложение 8) и Графике посещения учреждения образования воспитанником группы интегрированного обучения и воспитания (Приложение 9).

Общий план организации жизнедеятельности воспитанника во время его пребывания в учреждении образования (временные периоды, отводимые на определенные виды деятельности) оформляется в виде Примерной циклограммы совместной деятельности воспитателя дошкольного образования и воспитанника группы интегрированного обучения и воспитания (Приложение 10).

Режим дня воспитанника группы интегрированного обучения и воспитания может быть гибким и варьироваться в соответствии с динамикой развития ситуации в группе (неожиданными изменениями окружающей обстановки и/или специальными потребностями воспитанника), однако следует стремиться к его максимальной приближенности к общему режиму группы (Приложение 11) .

Индивидуальные, подгрупповые и групповые занятия, предусмотренные учебным планом, отражаются в расписании специально организованной деятельности с воспитанником группы интегрированного обучения и воспитания (Приложение 12).

Содержание работы по реализации образовательных областей основывается на указаниях и рекомендациях педагогов, непосредственно реализующих программу специального образования в отношении воспитанника, и отражается в Плане работы воспитателя дошкольного образования, осуществляющего персональное сопровождение (Приложение 13).

Перспектива планирования зависит от функциональных возможностей воспитанника и может варьироваться от недели до месяца.

Учет индивидуальных занятий воспитанника с учителем-дефектологом, педагогом-психологом, музыкальным руководителем, руководителем физического воспитания, а так же данных об их продуктивности ведется в Тетради учета проведения индивидуальных коррекционно-развивающих занятий (Приложение 14).

Преемственность в работе участников педагогического процесса отражается в Тетради взаимодействия конкретного педагога (учителя-дефектолога, педагога-психолога, руководителя физической культуры, музыкального руководителя, воспитателя дошкольного образования группы), с воспитателем, осуществляющим персональное сопровождение воспитанника (Приложение 15).

С целью отслеживания динамики учебной и социальной жизни воспитанника, воспитателем дошкольного образования по сопровождению ведется Дневник наблюдения за воспитанником группы интегрированного обучения и воспитания (Приложение 16), в свою очередь являющийся способом информирования родителей об особенностях образовательного процесса, успехах и трудностях воспитанника.

С целью выявления причин и способов коррекции поведенческих нарушений, динамики развития ребенка в данном направлении воспитатель дошкольного образования, осуществляющий персональное сопровождение, фиксирует значимые проявления поведения воспитанника в Протоколе наблюдения за поведением воспитанника группы интегрированного обучения и воспитания в течение дня (Приложение 17).

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Современная ситуация процесса внедрения инклюзии в образова­тельную среду требует внимательного рассмотрения и комплексного подхода. Очевидно, что персональное сопровождение ребёнка с ОПФР важнейшее звено
в успешности инклюзии.

Персональное сопровождение воспитанников в условиях интегрированного обучения и воспитания развивается в настоящее время в трех взаимосвязанных направлениях: теоретико-методологическом, методическом и практическом. Понимание особенностей процесса развития этих направлений позволит педагогу грамотно решать множество проблем, возникающих в реальном воплощении инклюзивной практики. Теория и практика персонального сопровождения ставят перед педагогами и исследователями ряд вопросов,ощущается острая необходимость в алгоритмизации деятельности педагога, осуществляющего персональное сопровождение воспитанников младшего, среднего и старшего дошкольного возраста с аутистическими нарушениями.

Данный опыт работы может быть полезен для воспитателей дошкольного образования, сопровождающих детей с аутистическими нарушениями, учителей-дефектологов, педагогов-психологов, законных представителей воспитанников.

 СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
  1. Кодекс Республики Беларусь об образовании.
  2. Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 7 марта 2012 г. № 210 «Об утверждении Государственной программы развития специального образования в Республике Беларусь на 2012 - 2016 годы».
  3. Постановление Министерства образования Республики Беларусь от 25 июля 2011 г. № 136 «Об утверждении Инструкции о порядке создания специальных групп, групп интегрированного обучения и воспитания, специальных классов, классов интегрированного обучения и воспитания, и организации образовательного процесса в них и признании утратившими силу некоторых постановлений Министерства образования Республики Беларусь».
  4. Постановление Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 06.06.2016 г. №26 «О внесении изменений в постановление Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 28.04.2001 г. №53»
  5. Приказ Министерства образования Республики Беларусь от 22.07.2015 г. № 608 «Об утверждении Концепции развития инклюзивного образования лиц с особенностями психофизического образования в Республике Беларусь»
  6. Инструктивно-методическое письмо Министерства образования Республики Беларусь «Об организации в 2019/2020 учебном году образовательного процесса в учреждениях образования, реализующих образовательную программу дошкольного образования, образовательную программу специального образования на уровне дошкольного образования для лиц с интеллектуальной недостаточностью».
  7. На пути к инклюзии: сопровождение ребенка с аутистическими нарушениями в образовательном процессе: пособие для педагогов учреждений образования, реализующих образовательные программы специального образования на уровне общего среднего образования / И.В.Ковалец [и др.]; под ред. И.В.Ковалец, Т.Л.Лещинской. – Минск: Изд. центр БГУ, 2017. ­– 187 с.
  8. Коррекционная помощь детям с аутистическими нарушениями (с аутизмом): пособие для педагогов / И.В.Ковалец [и др.]; под ред. И.В.Ковалец, Т.Л.Лещинской. – 2-е изд. - Минск: Народная асвета, 2017.– 159 с.
  9. Дидактическое обеспечение коррекционной помощи детям с аутистическими нарушениями (с аутизмом): пособие для педагогов / И.В.Ковалец [и др.]; под ред. И.В.Ковалец, Т.Л.Лещинской. – 2-е изд. - Минск: Народная асвета, 2017. ­– 174 с.
  10. Инклюзивная практика в дошкольном образовании. Пособие для педагогов дошкольных учреждений / Под ред. Т.В Волосовец, Е. Н. Кутеповой. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2011. – 144 с.
  11. Проблемное поведение у людей с особенностями развития/Бу Хейльсков Элвен; пер. со швед. Марианны Суховей. – Минск: Пачатковая школа, 2017. – 208 с.: ил.
  12. Лиф Р., Макэкен Д. Стратегии работы с поведением. Учебный план интенсивного поведенческого вмешательства при аутизме./ Перевод с англ. Под общей редакцией Толкачева Л.Л. – Москва: ИП Толкачев, 2016. – 608 с.
  13. Ковалец И.В. Программы индивидуального обучения. Коррекционная помощь детям с ранним детским аутизмом. Минск: НМЦентр, 1998.
  14. Ковалец И.В. Социально–бытовая адаптация детей с ранним детским аутизмом: Программа и методические рекомендации. – Минск: НИО, 2000.
  15. Гладкая В.В. Структура и содержание профессиональных компетенций педагогов учреждений дошкольного и общего среднего образования в условиях интегрированного обучения/ В.В. Гладкая//Адукацыя i выхаванне.-2014.-№11. - С.3-9.
  16. Чередилина М. Ю. Тьюторское сопровождение в дошкольном возрасте: характеристики и модели // Бизнес. Образование. Право. Вестник Волгоградского института бизнеса. 2017. № 1 (38). С. 263–267.

    Желаю успехов!

скрыть

__________________________________________________________________________________

 

   Нумикон: вопросы теории и практики применения с детьми с ОПФР

подробнее...

 

   *** ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ ВОСПИТАТЕЛЯ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ, ОСУЩЕСТВЛЯЮЩЕГО ПЕРСОНАЛЬНОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ДЕТЕЙ С АУТИСТИЧЕСКИМИ НАРУШЕНИЯМИ В УСЛОВИЯХ УЧРЕЖДЕНИЯ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Автор: Джейгало Ю.С., заведующий ГУО «Ясли-сад №302 г.Минска»

НАГРАДЫ

Специальное образование в Республике Беларусь направлено на обучение и воспитание лиц с особенностями психофизического развития (далее - ОПФР), их подготовку к трудовой деятельности, семейной жизни, социализацию и интеграцию в общество. [1, с.15]
Современная система специального образования характеризуется вариативностью условий, в которых могут получать образование дети с ОПФР...

подробнее...


                               

 

220131 г.Минск, ул.Гамарника 33-А, телефоны: +375 (17) 367-46-59;  +375 (17) 257-45-98
  E-mail: ddu302@minsk.edu.by    Регистрационное свидетельство:  №1141505977 от 30.11.2015г.

 

Учитель, образ его мыслей — вот что самое главное во всяком обучении и воспитании. (Дистервег А.)