Меню раздела Ясли-сад №302 г.Минска Обмен опытом © Ясли-сад №302 г.Минска

XX

Изменение размера шрифта

Все современные браузеры позволяют изменять размер шрифта на странице сайта путем изменeния масштаба

В большинстве случаев для изменения масштаба воспользуйтесь комбинацией клавиш "Ctrl и +" или "Ctrl и -"

Так же можете использовать комбинацию "Ctrl и скролл"

Дополнительная информация доступна по ссылке https://support.google.com/chrome/answer/96810?hl=ru

Управление по образованию администрации Советского района г.Минска
Государственное учреждение образования
"Ясли-сад №302 г.Минска"

статистика посещений

Яндекс.Метрика

индекс цитирования

индекс цитирования

 

наш баннер

 

админ сайта

 

© copyright

 

Обмен опытом


Нумикон: вопросы теории и практики применения с детьми с ОПФР

Нумикон – это и методика, и набор наглядного материала, которые были придуманы в Великобритании в 1996-1998 годах, чтобы облегчить изучение детьми арифметики. Нумикон позволяет задействовать сильные стороны детей с ОПФР- способности обучаться в практической деятельности, усваивать опыт в ходе простого наблюдения и запоминать, а затем узнавать при следующих предъявлениях стандартные образцы или шаблоны. Эту программу и материал можно очень успешно использовать не только на занятиях со специалистами, но и в домашних условиях.

В Нумиконе числа от 1 до 10 представлены пластмассовыми формами-шаблонами разного цвета, благодаря чему числа становятся доступными для зрительного и тактильного восприятия. Формы Нумикона устроены так, чтобы дети могли манипулировать ими, учиться распознавать паттерны и соотносить их с соответствующими числами.

С помощью форм Нумикона можно наглядно продемонстрировать основные свойства натуральных чисел: каждое следующее число на один больше, чем предыдущее, видна разница между четными и нечетными числами. Нумикон можно использовать, чтобы формировать у ребенка понятие состава числа, простейшие счетные операции - сложение, вычитание. Он также помогает освоить такие темы, как сложение с переходом через десяток, умножение, деление и т. д.

Методика обучения с помощью Нумекона предполагает несколько этапов. Начальный этап – сенсорный. Главная задача - знакомство с именами форм. Знакомство с Нумиконом предполагает, что дети много манипулируют и играют с деталями, запоминают название, без пересчёта: смотрят на них, крутят в руках, надевают на пальчики, вылавливают сачком из воды; используют в сюжетных играх, например, «жарят их на сковородке» или делают из них «бутерброды»; собирают бусы, нанизывая формы Нумикона или штырьки на шнурок; красят их красками и делают оттиски на бумаге или отпечатывают на пластилине, тесте. Всё это нужно для того, чтобы дети как можно больше их рассматривали и трогали руками и таким образом запоминали, как они выглядят и какие они на ощупь.

Дети узнают, что детали имеют различный цвет и размер, что в каждой фигуре есть разное количество отверстий. Детали можно описывать такими словами, как «красная», «синяя», «большая», «маленькая», «самая маленькая». Можно называть их «три», «пять», «семь» и т. д. Однако на этом этапе детям не предлагается пересчитывать количество отверстий в каждой форме. Все детали воспринимаются целостно, глобально. А слова «три», «пять» и «семь» пока являются только именами желтой, красной и розовой форм соответственно. Когда дети начинают конструировать из форм Нумикона различные плоскостные изображения (дорожки, домики, машинки, животных) по образцу, пытаются составить одну большую форму из двух и более деталей, они знакомятся с новым свойством -узнают, что формы можно состыковывать, располагая рядом без промежутка. Обязательно обыгрывать каждую постройку.

На следующем этапе добавляются игры на сравнение форм Нумикона по размеру. Основная задача - выстраивание числового ряда и соотнесение с цифрами. На основе сравнения дети выполняют задания по выкладыванию форм в последовательность от меньшей формы к большей. Одновременно с этим дети знакомятся с цифрами и работают с числовым рядом. На стене, на доске или на холодильнике вешается полоска с числовым рядом, где над каждой цифрой нарисована соответствующая ей форма Нумикона. Дети учатся находить соответствие между цифрами и формами Нумикона, опираясь на их целостное восприятие, пока без пересчета отверстий. Обязательно проговаривание, что каждая следующая на один больше или на один меньше. Формируем умение прямого и обратного счёта. «Вверх по лестнице» - прямой счёт, «Полет в космос» - обратный счёт, «Что спрятали?», «Назови соседей». Параллельно работаем над формированием умения сравнивать числа «Голодный крокодил». И зрительным узнаванием количества предметов, без пересчёта.

На третьем этапе им предлагается пересчитывать отверстия в формах, вставлять в них штырьки, камушки, ракушки и т. п. и пересчитывать, сколько их помещается в каждой форме. Далее дети используют Нумикон как дополнительный наглядный материал при знакомстве с арифметическими действиями: сложением и вычитанием. Так, на занятиях нашей группы, чтобы решить пример 2 + 1, дети брали «двойку» (синюю форму), прикладывали к ней сверху «один» (оранжевую форму) и получали фигуру, жёлтую форму –«три». Чтобы проверить результат, брали «три» (жёлтую форму) и накладывали сверху. И точно были уверены, что получилось три. Таким образом, дети проходят все этапы и виды действий с формами Нумикона (закапывают формы в песок, ищут на ощупь в «Волшебном мешочке» или в миске с крупой, играют с ними, закрывая глаза, сравнивают, подбирают к формам Нумикона соответствующие цифры), и у них формируются не только зрительные и тактильные представления об этих формах, но и образы этих деталей и соответствующих им чисел. То есть дети начинают представлять формы Нумикона и числа, а затем и действия с ними, не имея реальных деталей перед глазами. Таким образом, при устном счете Нумикон дает возможность опираться уже не на наглядность, а на представление о формах и числах. Он помогает приблизиться к осуществлению элементарных счетных операций в уме, ориентируясь на образы форм, обозначающих количества, а это значит, что устный счет становится более доступным.

Часть заданий, направленных на накопление сенсорного опыта при работе с Нумиконом, может предлагаться во время свободных игр, игр с водой и сыпучими материалами и органично встраиваться в программу по фор­мированию элементарных математических представлений на занятиях. Ниже описаны примеры включения Нумикона в разные содержательные блоки формирования математических представлений: при формировании представлений и понятий о размерах мы показывали разницу между большими и маленькими объектами, сравнивая формы Нумикона по размеру; при развитии пространственных представлений использовались задания по конструированию и ориентировке на белом листе; при обучении прямому и обратному счету в пределах 10, счету от заданного числа, нахождению «соседей числа» мы использовали выстраивание рядов из форм Нумикона от 1 до 5, а на следующих этапах работы – от 1 до 10, играли в восстановление ряда, когда одна из форм исчезала или формы менялись местами; при тренировке в пересчете и подведении итога пересчитывали отверстия в формах Нумикона, вставляли в них штырьки и пересчитывали их; при работе с цифрами и при обучении соотнесению цифры и множества мы использовали соотнесение ряда цифр от 1 до 10 с рядом форм Нумикона, подбор нужной цифры к форме. При этом сначала дети опирались не на пересчет отверстий в форме, а на узнавание целостного образа формы, а затем постепенно переходили к пересчету отверстий; при объяснении состава числа мы складывали одни формы из других и таким образом наглядно показывали, как одно число (целое) можно составить при помощи других чисел (части); при знакомстве с арифметическими действиями Нумикон позволял иллюстрировать сложение и вычитание.

Материал подготовила

учитель-дефектолог первой квалификационной категории Панина А.Д.

 

   Нумикон: вопросы теории и практики применения с детьми с ОПФР

подробнее...

 

   *** ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ ВОСПИТАТЕЛЯ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ, ОСУЩЕСТВЛЯЮЩЕГО ПЕРСОНАЛЬНОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ДЕТЕЙ С АУТИСТИЧЕСКИМИ НАРУШЕНИЯМИ В УСЛОВИЯХ УЧРЕЖДЕНИЯ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Автор: Джейгало Ю.С., заведующий ГУО «Ясли-сад №302 г.Минска»

НАГРАДЫ

Специальное образование в Республике Беларусь направлено на обучение и воспитание лиц с особенностями психофизического развития (далее - ОПФР), их подготовку к трудовой деятельности, семейной жизни, социализацию и интеграцию в общество. [1, с.15]
Современная система специального образования характеризуется вариативностью условий, в которых могут получать образование дети с ОПФР...

подробнее...


                               

 

220131 г.Минск, ул.Гамарника 33-А, телефоны: +375 (17) 367-46-59;  +375 (17) 257-45-98
  E-mail: ddu302@minsk.edu.by    Регистрационное свидетельство:  №1141505977 от 30.11.2015г.

 

Учение — это лишь один из лепестков того цветка, который называется воспитанием. (Сухомлинский В. А.)