Меню раздела Ясли-сад №302 г.Минска Система работы специалистов в группе ИОиВ © Ясли-сад №302 г.Минска

XX

Изменение размера шрифта

Все современные браузеры позволяют изменять размер шрифта на странице сайта путем изменeния масштаба

В большинстве случаев для изменения масштаба воспользуйтесь комбинацией клавиш "Ctrl и +" или "Ctrl и -"

Так же можете использовать комбинацию "Ctrl и скролл"

Дополнительная информация доступна по ссылке https://support.google.com/chrome/answer/96810?hl=ru

Управление по образованию администрации Советского района г.Минска
Государственное учреждение образования
"Ясли-сад №302 г.Минска"

статистика посещений

Яндекс.Метрика

индекс цитирования

индекс цитирования

 

наш баннер

 

админ сайта

 

© copyright

 

Система работы специалистов в группе ИОиВ


Система работы специалистов в группе интегрированного обучения и воспитания

Опыт работы Иванович Д.В., учителя-дефектолога

С материалами презентации можно ознакомиться здесь.

Группа интегрированного обучения и воспитания функционирует в  государственном учреждении образования «Ясли-сад №302 г. Минска» по решению Администрации Советского района г. Минска с 1 сентября 2016 года. Основанием для ее открытия послужил запрос родителей, поступивший в Управление по образованию администрации Советского района г. Минска. В связи с наличием заключения медико-психолого-педагогической комиссии ЦКРОиР о необходимости персонального сопровождения воспитанника с аутистическими нарушениями в штатное расписание учреждения были введены дополнительные единицы воспитателей дошкольного образования. По мере поступления либо отчисления данной категории воспитанников из учреждения дошкольного образования штатные единицы специалистов, осуществляющих их персональное сопровождение, соответственно вводятся либо упраздняются. На сегодняшний день в группе интегрированного обучения и воспитания пребывают трое воспитанников с аутистическими нарушениями, которым рекомендовано индивидуальное сопровождение.

С 2018 года руководителем учреждения образования является Джейгало Ю.С. Собственный интерес как учителя-дефектолога и желание как руководителя оказать организационную помощь специалистам, работающим в данной группе, по возникающим в их деятельности вопросам, стали предпосылками к открытию на базе учреждения образования педагогической лаборатории «Мир иначе», в состав которой вошли учителя-дефектологи, воспитатели дошкольного образования, осуществляющие персональное сопровождение, педагог-психолог, музыкальный руководитель и руководитель физического воспитания. В рамках деятельности лаборатории обсуждались и решались вопросы:

- организации работы педагогов, осуществляющих персональное сопровождение,

- преемственности всех специалистов, участвующих в коррекционной работе с воспитанниками с аутистическими нарушениями;

- взаимодействия с родителями данной категории воспитанников,

- а также вопросы необходимости отражения деятельности педагогов в соответствующих формах учетной и планирующей документации с целью своевременной оценки её результативности и определения верной перспективы.

Именно в рамках деятельности педагогической лаборатории была  сформулирована модель персонального сопровождения воспитанников с аутистическими нарушениями в условиях интегрированного обучения и воспитания в учреждении дошкольного образования. Она представляет собой трехкомпонентную структуру взаимосвязанных между собой элементов:

- в рамках первого блока педагог осуществляет коррекцию поведенческих нарушений, заключающуюся в предотвращении нежелательных ситуаций, способных спровоцировать проблемное поведение; обучении ребенка адекватным способам выражения своего желания изменить ситуацию, а также сопровождает социализацию дошкольника в детском коллективе, помогая адаптироваться к новому пространству и режиму, формируя и развивая коммуникативные навыки;

- в рамках второго блока педагог сопровождает воспитанника
в конкретной образовательной области, путем организации среды с учетом возможностей и особых образовательных потребностей воспитанника, подбора и адаптации педагогических средств индивидуализации для реализации программы специального образования, подбора методического обеспечения программы сопровождения;

- третий блок предусматривает формирование толерантного отношения
к детям с аутистическими нарушениями со стороны сверстников и взрослых, обучение правилам и способам общения с данной категорией детей; формирование у родителей адекватного отношения к своему ребёнку, установки на сотрудничество, путем организации различных соответствующих мероприятий.

Указанные в блоках направления работы педагог, осуществляющий персональное сопровождение, реализует в соответствии с перспективным планом работы на конкретных ее этапах. Разделение работы педагога на этапы обусловлено поэтапным включением детей с аутистическими нарушениями в группу интегрированного обучения и воспитания. Постепенное знакомство ребенка с повседневной жизнью дошкольного учреждения, мягкое налаживание контакта с педагогом и дозированное увеличение социальных контактов являются, на наш взгляд, абсолютно оправданными и значительно уменьшают риск возникновения проблем во взаимодействии со сверстниками и взрослыми, трудностей адаптации и последующего обучения.

Таким образом, воспитателю, осуществляющему персональное сопровождение, целесообразно запланировать следующие этапы работы:

1. этап подготовки к включению воспитанника
в группу интегрированного обучения и воспитания - начинается с момента зачисления ребенка в учреждение образования, имеет своей целью знакомство воспитанника с сопровождающим его воспитателем, территорией
и помещениями учреждения дошкольного образования, имеет по большей части диагностическую направленность с целью комплексной оценки ресурсов и дефицитов воспитанника для реализации образовательной программы специального образования;

2. этап частичного включения воспитанника в группу интегрированного обучения и воспитания - предполагает краткосрочное систематическое посещение воспитанником группы при наличии в ней детей
и имеет конечной целью достижение воспитанником устойчивой адаптации
в группе;

3. этап полного включения воспитанника в группу интегрированного обучения и воспитания - предполагает регулярное посещение воспитанником группы в режиме полного дня, при благоприятном эмоциональном состоянии воспитанника становится возможной реализация программы сопровождения и программы специального образования в части сопровождения при проведении занятий по образовательным областям и индивидуальных коррекционных занятий учителем-дефектологом, педагогом-психологом, воспитателями дошкольного образования и другими педагогическими работниками;

4. этап самостоятельного участия воспитанника (либо
с минимальным участием сопровождающего) в образовательном процессе группы интегрированного обучения и воспитания - как конечную цель.

Каждый этап характеризуется постановкой определенных задач, решением которых в определенной последовательности занимается воспитатель дошкольного образования лично либо в сотрудничестве с иными участниками педагогического процесса.

Так, мы можем предположить, что коррекция поведенческих нарушений, равно как и формирование коммуникативных навыков будут проводиться на всех этапах персонального сопровождения, социализация в виде пространственной адаптации затронет лишь начальные этапы, а сопровождение воспитанника в конкретных образовательных областях скорее всего начнется на этапе его полного включения в группу, когда он будет готов к учебной деятельности, работа с родителями так же ведется на всех этапах сопровождения, однако её наиболее активная фаза должна затронуть самое сложное время для воспитанника - этапы адаптации, в то время как работу по формированию толерантного отношения к детям с аутистическими нарушениями среди нормотипичных детей группы целесообразней начинать до появления такого ребенка в группе. В любом случае, переход ребенка от одного этапа включения к другому осуществляется исходя из его готовности при определенных условиях. Поэтому объем и сами задачи каждого этапа сопровождения будут определяться исходя из особых образовательных потребностей воспитанника в каждом конкретном случае на определенный момент времени.

На каждом из указанных этапов включения  воспитанника с аутистическими нарушениями в группу непрерывно происходит взаимодействие педагогов, участвующих в коррекционной работе. Еще на этапе подготовки включения воспитанника в группу совместно с учителем-дефектологом и педагогом-психологом на основе методик, используемых в работе данными специалистами, осуществляется комплексное психолого-педагогическое обследование воспитанника, по результатам которого с участием тех же специалистов разрабатывается индивидуальная программа его сопровождения. При взаимодействии тех же специалистов в конце каждого этапа включения воспитанника в группу составляется заключение, отражающее достижения воспитанника на определенном этапе и рекомендации по дальнейшей реализации программы сопровождения.

Воспитатель сопровождает воспитанника с аутистическими нарушениями на всех индивидуальных, подгрупповых и групповых занятиях, предусмотренных расписанием специально организованной деятельности с воспитанником и проводимых воспитателями группы, педагогом-психологом, учителем-дефектологом, музыкальным руководителем и руководителем физического воспитания. Главными задачами педагога, осуществляющего сопровождение, в данном случае выступают организация среды, адаптация учебного материала с учетом индивидуальных возможностей ребенка и помощь в его усвоении. По результатам проведенного занятия указанные специалисты в случае необходимости дают рекомендации по отработке тех или иных навыков с целью их успешного закрепления. Преемственность в работе участников педагогического процесса отражается в Тетради взаимодействия с конкретным педагогом.

Так же содержание работы по реализации образовательных областей, отражающееся в плане работы воспитателя дошкольного образования, осуществляющего персональное сопровождение, основывается на указаниях и рекомендациях педагогов, непосредственно реализующих программу специального образования в отношении воспитанника.

В рамках третьего блока модели с целью выявления первоначального уровня сформированности толерантного отношения нормотипичных сверстников к детям с ОПФР педагогом-психологом подбираются соответствующие диагностические методики, и на основе полученных результатов диагностики при его непосредственном участии разрабатываются соответствующие занятия и составляется план их проведения.

Так же в части работы с родителями продуктивна такая форма работы как круглые столы специалистов (воспитателей дошкольного образования, учителя-дефектолога, педагога-психолога) и родителей:

- первичный, где по результатам диагностики осуществляется выбор приоритетных целей работы с ребенком; консультирование по вопросам организации занятий с ребенком; выбор приемов коррекции проблемного поведения ребенка;

- промежуточный - предусматривает обсуждение возникших в процессе коррекционной работы трудностей, корректировку целей и уточнение плана работы; определение промежуточных показателей динамики развития ребенка; психологическую поддержку родителей (индивидуальную беседу).

- итоговый - предполагает анализ, подведение итогов работы педагогов и специалистов, определение уровня динамики развития ребенка; определение примерных перспектив работы на будущий учебный год; психологическую поддержку родителей (индивидуальную беседу).

 

Важно отметить, что результат совместной деятельности специалистов, полученный благодаря функционированию педагогической лаборатории, был описан в работе Джейгало Ю.С. по теме «Организация работы воспитателя дошкольного образования, осуществляющего персональное сопровождение детей с аутистическими нарушениями в условиях учреждения дошкольного образования» и успешно представлен на седьмом республиканском конкурсе «Современные технологии в специальном образовании» на городском этапе конкурса, где занял первое место, а затем и на республиканском этапе, получив номинацию «Взаимодействие субъектов образования».

Успешное участие в конкурсе позволило продолжить работу в данном направлении и уже представить обобщенный опыт в следующем конкурсе «Опыт и инициатива ресурса образования столицы» с работой по теме «Использование модели персонального сопровождения воспитанников с аутистическими нарушениями в условиях интегрированного обучения и воспитания в учреждении дошкольного образования». В данной работе более детально описываются этапы и соответствующие им направления в работе воспитателя дошкольного образования с воспитанниками с аутистическими нарушениями в рамках каждого из блоков модели. Работа удостоилась премии Мингорисполкома.

В апреле 2020 года по решению Комитета по образованию г. Минска государственному учреждению образования «Ясли-сад № 302 г. Минска» был присвоен статус ресурсного центра по управленческой деятельности «Современный менеджер», в рамках деятельности которого уже на уровне городских мероприятий происходит обмен опытом практической работы по вопросам сопровождения воспитанников с аутистическими нарушениями в условиях учреждения дошкольного образования. Так же Джейгало Ю.С. принимает активное участие в курсовой подготовке на уровне Минского городского института развития образования для различных категорий слушателей по вопросам сопровождения детей с аутистическими нарушениями.


                               

 

220131 г.Минск, ул.Гамарника 33-А, телефоны: +375 (17) 367-46-59;  +375 (17) 257-45-98
  E-mail: ddu302@minsk.edu.by    Регистрационное свидетельство:  №1141505977 от 30.11.2015г.

 

Школа это место, где шлифуют булыжники и губят алмазы.(Роберт Ингерсолл)